Как написать лид и скомпоновать материал

Кто-то делает это на бумаге, кто-то в уме — но опытные журналисты всегда планируют структуру материала до того, как приступают непосредственно к его написанию. При написании любой статьи возникают три вопроса, которые нужно прояснить для себя:
1. Каким будет тип лида?
2. Какова будет манера изложения?
3. От третьего или от первого лица ведется повествование?
Рассмотрим эти вопросы.

Первый абзацЗадача лида — привлечь внимание читателя к материалу, “пригласить” его к чтению. Из основных типов лидов чаще всего используются следующие:

* Резюме, или краткое изложение события (результатов). Например: “Вчера муниципальный совет минимальным перевесом голосов утвердил городской бюджет в размере 100 млн. долл. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 долл.”. Здесь присутствуют главные элементы материала: кто (муниципальный совет), что (утвердил бюджет), когда (вчера) и как (минимальным перевесом голосов).
В следующих абзацах нужно подробнее раскрыть эти пункты, а также упомянуть, почему (сколько голосов “за” и “против”) и где (что в данном случае не имеет решающего значения, но должно быть упомянуто в описании места действия или реакции общественности).
Большинство лидов-резюме включают три или четыре из этих шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть — в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.
* Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект. Например: “Если вы — рядовой домовладелец нашего города, ваш налог на недвижимость в следующем году возрастет на 142 долл.”.
* Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну — три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я — за”.
* Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, — сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. — Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.
* Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.
* Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать — налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.
* Реакция — последствия — что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна — спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.
* Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.
* Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.
* Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”
* Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.

Существует множество других типов лидов: сюрприз, контрастный, дразнящий, знакомящий с грядущим событием, статистический, анекдотический, повествовательный, ретроспективный.
Выбирая тип лида, можно испробовать три-четыре, а потом взять наиболее подходящий. Помните о следующем:

1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?
2. Простое ли это событие или сложное?
3. Что в материале главное — люди или события?
4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?
5. Насколько это важно для читателя?

Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте умничанья и чрезмерной живописности. Пусть лид будет скорее информативным, чем сенсационным.

Как скомпоновать оставшуюся часть материала

Вы написали лид, но как подать оставшийся материал? Задача одна — связать все части статьи в единое и интересное целое. Нельзя надеяться на удачу, нужен план.

Традиционный способ детального изложения информационного материала похож на перевернутую пирамиду. Самая свежая, самая важная информация расположена “вверху”, затем следуют менее значительные и интересные факты.

Такая структура, как правило, наиболее удобна для читателя. Он быстро схватывает главное и может прервать чтение в любом месте, не упустив ключевых пунктов.

Но если делать главным критерием структурирования материала только значимость фактов, хронологическая последовательность изложения может быть нарушена. Взаимоотношения между различными частями статьи станут неясными. Поэтому в сложных материалах метод “перевернутой пирамиды” является для журналиста суровой проверкой на мастерство.

Внутри “пирамиды” поток информации может принимать множество форм. Оптимальной, пожалуй, будет следующая (1-5):
1. Лид-резюме, основанный на самых свежих фактах.
2. 2-4 абзаца, в которых они излагаются более подробно.
3. Абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с тем, что происходило ранее, или демонстрируют их общественную значимость.
4. Дополнительная информация об этих фактах.
5. Дополнительная информация о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.

Другие формы компоновки материала могут быть следующими:

* Хронология. После лида материал излагается в том порядке, в котором происходили события.
* Сериал или эпизод. После лида разделите материал на подтемы и рассматривайте каждую из них по очереди. Концовка должна связать их в одно целое.
* Затяжная форма. Вступление в форме жанровой сценки или пример из жизни даются перед изложением событий. Не растягивайте этот лид, иначе читатель может не уделить внимания остальному.
* Напряжение. Обратный поворот “перевернутой пирамиды” — концовка “с сюрпризом”. Вы рассказываете о случившемся, но результаты придерживаете до последнего абзаца. Этот вариант используется редко, но он хорош для событий, ход которых замысловат или комичен.
* Очерк. Здесь ваша цель — не только давать информацию, но и делиться впечатлениями. Фактор времени не так важен, как личностные или общечеловеческие проблемы. Вам нужно нарисовать картинку в воображении читателя. Выделите центральную посылку, обозначьте ее в самом начале и разрабатывайте на протяжении всей статьи. Вокруг этой центральной посылки создайте кружево из наблюдений, анекдотов, аналогий, примеров, цитат и описаний, чтобы картинка стала цельной.
* Анализ. Форма обычно такова: а) описание проблемы; б) мнения причастных к ней людей и занимаемые ими позиции; в) ваши соображения по поводу дальнейшего развития событий и конечного результата. Комментарий продвигает анализ на шаг вперед; автор также занимает определенную позицию.
* Рубрики-колонки и обзоры. Здесь существует неисчислимое множество форм. Годится все, что имеет отношение к читателю, осуществляет цели автора и мастерски написано.

При компоновке материала полезно задать себе следующие вопросы:
1. Присутствует ли в нем какая-то особенная тема, от которой вы не должны отходить далеко?
2. Если какие-то элементы не укладываются в рамки этой темы, должны ли вы а) так или иначе вплести их в ткань материала; б) построить на них отдельный материал; в) отбросить их?
3. Будут ли способствовать цитаты и диалоги лучшей последовательности изложения материала, будут ли они удачными связками, найдется ли вообще место для вопросов-ответов?
4. Может ли укрепить основную линию статьи разбивка на пункты?
5. Будут ли присутствовать в материале анекдоты или примеры из жизни, и есть ли они у вас?
6. Есть ли необходимость в сбалансированных периодах — обвинение и опровержение, одна точка зрения — и противоположная ей, то-то в противовес тому-то? Выиграет ли статья от использования таких конфликтов или контрастов?
7. Что может сказать читателю заголовок статьи? Соответствует ли он выбранной вами структуре материала?
8. Можно ли представить вашу статью графически? Если материал сложен, попробуйте изобразить его в виде диаграммы — как если бы вы рисовали генеалогическое древо вашей семьи. Если вы собираетесь писать об ограблении крупного банка, нарисуйте кружок в центре листа бумаги, впишите в него “ограбление”.
Проведите линию из круга, обозначьте ее “банк”. Ответвления этой главной линии будут обозначать его местонахождение, величину, штат работников, предыдущие случаи ограбления, способы охраны и т. д. Проведите еще одну линию из круга, которая будет обозначать преступников, а ее ответвления — то, что вы знаете о них. Нарисуйте другие “ветвистые” структуры для остальных важных компонентов вашего материала.

Часто структурирование материала сильно облегчается применением подобных рисунков.

От третьего лица или от первого?
Большинство материалов в газете пишется от третьего лица. Автор дает оценку событию, но сам не фигурирует в материале.
Повествование от первого лица обычно приберегается для следующих ситуаций:
1. Рубрики-колонки. Так как автор здесь превращается в представителя общественности, “я” в материале выглядит вполне естественно.
2. Яркие, драматические события, в которых автор принимал участие: “Облако дыма приближалось, и хотя мой разум удирал без оглядки, ноги мои, казалось, не сдвинутся с места”.
Подача материала от первого лица может стать очень сильным приемом. Но убедитесь сначала, что тема действительно увлечет читателя. Ему, несомненно, будет интересно, что же вы пережили во время ужасного пожара, но вряд ли их заинтересует рассказ о том, как вы провели свой летний отпуск.

Из брошюры “Как эффективно писать и редактировать статьи”, изданной Американским институтом печати.
Автор — Элвуд М. Уордлоу, помощник директора института.

Источник: Joun.ru—библиотека журналиста

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>